Аниме. За и Против. Почему не любят аниме?

Аниме. За и Против. Почему не любят аниме?

Как это не печально, но вокруг достаточно людей, которые не безразличны к аниме, а не любят его, причем сильно (в особо тяжелых случаях просто ненавидят). Почему? Попробуем разобраться.

С аниме в нашей стране связано очень много мифов, которые затрудняют его восприятие как полноценного жанра кинематографа. То его называют «мультиками для извращенцев», то «детской ерундой»… в общем, давно пришла пора развенчать эти ни на чем не основанные мифы и рассказать, что же такое есть аниме на самом деле.

Миф 1. Аниме – это порнография!

Миф 1. Аниме – это порнография!

…Как-то раз довелось мне наблюдать следующую сцену. Стою я перед входом на очередную аниме-пати (о том, что это такое, будет рассказано ниже) перед клубом, подходит пара – парень и девушка. Парень спрашивает, мол, что за толпа, и чего мы тут ждем. Мы отвечаем, что тут начинается аниме-пати. Девушка спрашивает – а что такое аниме? На что парень говорит буквально следующее: «Пойдем отсюда, тут одни ИЗВРАЩЕНЦЫ собрались».

Нам тогда было очень смешно, но такая оценка, тем не менее, иллюстрирует тотальное заблуждение подавляющего большинства, то есть тех, кто с индустрией подобного жанра знаком, мягко говоря, очень издалека.

Почему же аниме обычно считается «мультиками для извращенцев»? Для выяснения этого заблуждения обратимся к истории.
…В эпоху перестройки, а также постперестроечную в страну в массовом порядке хлынули элементы западной культуры, а также в их числе – некачественное аниме в виде хентайных компьютерных игр и мультфильмов. Расчет был верным: как известно, есть три ипостаси, которые всегда интересовали, интересуют и будут интересовать человечество – это секс, религия и политика.

Аниме политической направленности у нас, слава богу, не показывали. Религиозные аниме (к примеру, сериал «Суперкнига», показывавшийся в начале 90-х) мы не рассматриваем, поскольку они на общее восприятие аниме не повлияли.

А вот что касается хентая – этого было в избытке, даже чересчур. В принципе, экономически это было оправдано – поскольку секс интересует всех и во все времена, упор был сделан именно на это. Хентай меньшим потоком, но стабильно поступает в нашу страну до сих пор.

Масла в огонь подливают и масс-медиа, когда речь заходит о сексе – соревнуясь друг с другом, издания кричат о засилии русской культуры японскими извращениями и американским насилием.

На самом же деле хентайное аниме – это далеко не все аниме, точнее, это всего лишь один из жанров, который хорошо прижился в нашей стране, и даже слишком хорошо. Слова о том, что всё аниме – это только мультипликационная порнография – всего лишь миф, и совершенно не стоит считать одну из важнейших направлений развития культуры в Японии только лишь порнушкой. В конце концов, Япония – это не страна извращенцев, правильно?

Миф 2. А почему тогда по телевизору гонят всякую чушь?

 

Миф 2. А почему тогда по телевизору гонят всякую чушь?

…В значительной степени аниме дискредитируют те фильмы, которые показывает бог всея мира – телевизор. Взять хотя бы тот же Покемон, ту же Сейлормун. Эти имена у всех на слуху, но мало кто знает, что и то, и другое – далеко не лучшие представители даже в своих нишах – кодомо и сёдзё-аниме соответственно. Еще хуже становится оттого, что у нас все очень любят дублировать. Вот мы и смотрим аниме-инвалиды – некачественные, прерываемые рекламой, да еще и с полным русским дубляжом, что не дает нам насладиться великолепными голосами сейю (актеры, озвучивающие аниме), а подчас и самим духом картины. Это очень хорошо иллюстрируют два отличных фильма, показанные Первым телеканалом летом 2003 года – «Armitage III: Polymatrix», «Mononoke Hime», «Armitage: double matrix» (продолжение «Armitage III»).

Эти три шедевра (а также несколько других) были полностью уничтожены полным русским дублированным переводом. Если кто их смотрел тогда, посмотрите еще раз, но на японском языке с русскими или английскими субтитрами – и вы поймете, что имеется ввиду. Можно еще добавить то, что «Armitage III: Polymatrix» была обозвана «Полиматрицей» (a «Armitage», соответственно, «Двойной матрицей»), предположительно из-за того, что в составе названия есть модное слово «матрица», на которое многие купятся. То, что главную героиню зовут Наоми Армитаж (или Третья), и фильм, собственно, про нее и ее судьбу, телевизионщиков волнует мало.

Все вышесказанное относится и к другим аниме, которые иногда у нас показывают. Любят у нас перевирать названия, подделываясь под то, что сейчас модно.
С другой стороны, сам факт, что у нас начали показывать нормальное полнометражное аниме (хотя и в странное время – после двух часов ночи), показывает, что, может быть, ситуация с восприятием оного российским народом изменится к лучшему. Во всяком случае, можно хотя бы надеяться.
Отдельной статьей стоит факт ремонтажа многих мультсериалов в один, затем перевирание названия (или вовсе выдумка), уничтожения озвучки – такие аниме попадали на наши экраны из Америки (извечный американский патриотизм). К примеру, сериал «Роботек» [Robotech] – это объединенные монтажом три независимых ТВ-сериала студии “Tatsunoko Production”: “Гиперпространственная крепость Макросс” [Chou Jikuu Yousai Macross] (1982-1983), “Моспеада – оружие выживания” [Kikou Souseiki Mospeada] (1983-1984) и “Гиперпространственная Кавалерия Южного Креста” [Chou Jikuu Kidan Southern Cross] (1984). А довольно известный в середине 90-х сериал «Вольтрон – защитник Вселенной» [Voltron: Defender of th e Universe] – это объединенные монтажом два независимых ТВ-сериала студии “Toei Douga”: “Повелитель Ста Зверей Голион” [Hyakuju Ou Golion] (1981-1982) и “Механизированный батальон Дайраггер XV” [Kikou Kantai Dairugger XV] (1982-1983).

Миф 3. Ну вы с ума сошли, вроде взрослые люди, а мультики смотрите…

Миф 3. Ну вы с ума сошли, вроде взрослые люди, а мультики смотрите…

Поправьте меня, если я ошибусь, но наши отечественные хиты вроде «Ну, погоди», «Малыш и Карлсон», «Винни-Пух» смотрят далеко не только дети. Точнее, дети сейчас их почти и не смотрят, поскольку 80% всего экранного «мультипликационного» времени занимают американские мультсериалы с их подчас совершенно страшными и убогими героями. И это тоже экономически выгодно – практически все американские мультфильмы нацелены именно на детскую целевую аудиторию, где не надо думать над характерами персонажей, выстраивать собственную логическую схему и обращать внимание на прорисовку. С вторжением в американскую анимацию компьютеров все стало еще проще, концепция «хороший герой убивает плохих» прибыльна, проста, эффектна и смотрибельна. Вот и штампует Страна Грез мультсериалы, отличающиеся друг от друга только уродливостью персонажей.

Про разделение аниме по жанрам было уже рассказано в первой статье. Здесь же можно добавить только, что в аниме глубина характеров персонажей подчас даже больше, чем в хорошем американском блокбастере. Приемы изображения героев в аниме существуют прежде всего для раскрытия характера персонажей. Например, большие глаза (любимая тема для раскрывания некоторыми журналистами темы «уродства» аниме-персонажей) – это всего лишь значит открытость персонажа внешнему миру. Чем глаза меньше – тем больше персонаж интроверт. Поэтому в аниме самые большие глаза именно у детей – ведь дети очень доверчивы, любопытны и им все в этом мире интересно. А дикие цвета волос – это опять же намек на характер персонажа (проще говоря – вспыльчивый, спокойный, буйный, смелый и т.д.) и, в конце концов, просто для того, чтобы отличать одного героя от другого. Не секрет, что для многих все аниме-персонажи на одно лицо.

А на самом деле, не так уж сложно все это понять – достаточно несколько минут почитать имеющиеся в Интернете в изобилии статьи с описаниями образной системы аниме и манги– и впечатление от только что просмотренного аниме будет кардинально иным.

Миф 4. Вы, наверное, еще и объединяетесь с такими же, как вы, сумасшедшими?

Миф 4. Вы, наверное, еще и объединяетесь с такими же, как вы, сумасшедшими?

Ну во-первых, если поклонников чего-либо или кого-либо достаточно, то они обязательно во что-нибудь объединятся рано или поздно, правильно? Общество нормально относится к фан-клубам знаменитостей, к толкинистам, но к фанатам аниме, как правило, резко негативно. Видимо, из-за причин, описанных выше. Особенно как к «любителям извращений».

Аниме-клубы существуют, и существуют в большом количестве. Старейший клуб в России – «R.An.Ma» («Russian Anime and Manga Association»), у которого есть отделения практически во всех крупных городах России. Что происходит в таких клубах? Конечно, основное занятие – это обмен и обсуждение аниме, и всего, что к нему относится. И члены аниме-клубов (возраст которых – от 15-ти и выше, дети в клубы не принимаются по причинам, изложенным выше) вовсе не сумасшедшие – во все остальные дни они ведут себя точно также, как и другие люди: ходят в университеты, работают и даже разговаривают нормально, с периодическим употреблением японских слов. Аниме – это всего лишь хобби, такое же, как, к примеру, дайвинг или просмотр мексиканских телесериалов.

…А пару лет назад одной светлой голове пришла в голову мысль проводить аниме-патидля всех желающих. Что такое аниме-пати? Обычно это начинается так…

…Представители какого-либо клуба (или нескольких клубов) договариваются с ночным клубом соответствующего формата (например, рок-клуба) на проведение «вечерней пати». Шьются костюмы (любимых персонажей аниме), готовятся конкурсы караоке с исполнением песен из любимых сериалов, танцы «пара-пара» – синхронные танцы двух и более человек – а также много другое. Основную часть аниме-пати занимает дискотека под японскую популярную музыку. Справедливости ради стоит сказать, что здесь имеется ввиду не только стиль поп как таковой: есть еще и японский рок, и техно, и транс, и евро-дэнс, и латино, и рэп – в общем, практически все известные танцевальные стили, в том числе и ремиксы. К сожалению, исполнители с японской сцены у нас в стране совершенно неизвестны, если не считать раскрученных диджеев, играющих house или tribal.

Помимо дискотеки, на аниме-пати, как уже было сказано, проводятся конкурсы караоке, косплея (cosplay – костюмированная игра), просто веселые розыгрыши и лотереи (призы в которых чисто символические – диски с аниме, музыкой или картинками), танцы «пара-пара», театральные мини-постановки… Иногда выступают живые рок-группы с японскими песнями – перепевками известных исполнителей или своими собственными композициями.

Цены за вход на такое мероприятие тоже чисто символические – это зависит лишь от того, какую сумму за аренду затребует клуб или ДК, ведь аниме-пати проводятся, как говорится «from fans to fans» – «от фанатов для фанатов». От души, в общем.

Миф 5. Я вообще ничего не знаю о Японии, а вы меня на просмотр какого-то аниме подбиваете.

Миф 5. Я вообще ничего не знаю о Японии, а вы меня на просмотр какого-то аниме подбиваете.

Никто никого смотреть аниме не заставляет. И уж тем более, совсем необязательноизучать историю и культуру Японии, чтобы понять аниме, достаточно всего лишь владеть базовым русским языком и знанием образной системы аниме и манги. На самом деле, обычный путь отаку (фаната аниме) идет наоборот – сначала он начинает интересоваться аниме, а уже потом и Японией. Никто не говорит, что каждый обязан начать интересоваться Японией после «вливания» в аниме-культуру – многие люди прекрасно живут и без этого, не вникая, скажем, в тонкости различия между буддизмом и синтоизмом. Конечно, без знания некоторых особенностей японской жизни нельзя полностью понять некоторые фильмы и мангу, особенно это относится к авторам вроде Румико Такахаси или Ватасе Юу, но и того, что доступно без глубоких познаний в японской культуре, вполне достаточно для получения удовольствия. Интересующиеся же могут найти в Интернете очень много сведений о современной Японии.

И не стоит также забывать и о том, что аниме и манга очень разнообразны; и если данное конкретное произведение вам не понравилось, или вы его не поняли, или просто было неинтересно смотреть – это совсем не значит, что какой-нибудь другой фильм не сделает вас отаку на всю жизнь.

0b311bbc029b32dd33d9a22c81123429

В общем, есть люди, которые аниме попросту не любят, ну не нравятся им эти японские штучки. Противники аниме, в большинстве своем, – люди взрослые с менталитетом, сформировавшимся ещё в доперестроечные времена. А вот детишек и подростков, которым бы не нравились японские мультики, лично я не встречал. Так за что же определенная категория взрослых не любит японскую анимацию? Попробуем разобраться снова, но сначала немного истории.

Аниме появилось в Японии в начале ещё прошлого — двадцатого века. Поначалу японские анимационные фильмы были рассчитаны в основном на тинэйджеров и молодежную аудиторию, и представляли собой экранизацию японских комиксов (манга), сюжетов компьютерных игр, лайт – новелл (ранобэ), Как правило, в аниме действует множество персонажей, а места, эпохи, стили и жанры весьма разнообразны. Графика, другие особенности оригинала обычно остаются неизменными. Однако за сотню лет аниме совершило триумфальный путь — от простого к сложному. Поднимаемые в фильмах проблемы становились всё актуальнее и глубже. Современное же аниме – это целый пласт культуры, объединяющий как детские и подростковые сериалы, так и вполне серьезные – взрослые.

В СССР, по идейным соображениям, прокат любых зарубежных фильмов, в том числе и анимационных, был весьма и весьма ограничен. Поэтому наш зритель, до конца 1980-х годов, японских анимационных фильмов почти не видел. Демонстрировалось всего несколько мультиков: «Кот в сапогах», совместный продукт — «Приключения пингвинёнка Лоло», а также фильмы «Двенадцать месяцев» и «Летающий корабль-призрак».

В чем же обвиняют аниме противники этого жанра? Наиболее серьёзные претензии вызывает чрезмерное количество эротики и насилия в аниме, агрессивность, близкая к зависимости от наркотиков, у людей увлекающихся просмотром аниме, уход от реальной действительности. Однако эти претензии, высказываемые в адрес аниме, справедливы и по отношению к любому из жанров современной масскультуры (а особенно — для видео).Японская индустрия анимации не является исключением, поскольку развивается по тем же правилам и законам, что и любая другая индустрия, чьи произведения собраны, например, на сайте www.animetank.ru и можно посмотреть много чего, чтобы сравнить.

Нашему зрителю, традиционно считавшему, что мультики предназначены только для детской аудитории, тяжело воспринимать аниме, рассчитанное на просмотр взрослыми. Многим зрителям не нравится графика в аниме — характерные «большие глаза», активная мимика, голоса персонажей. Главным образом, это происходит из-за непривычной для европейцев восточной манеры выражения эмоций и непривычного звучания слов.

Я же считаю, что современный рынок аниме настолько велик и разнообразен, что любой зритель может подобрать фильмы как для себя, согласно своему вкусу и менталитету, так и для своих детей, в полном соответствии со своими собственными требованиями к детской мультипликации. Нет плохих жанров – есть плохие сценаристы и режиссеры. А работы таких гениальных режиссеров как Осаму Тэдзука и Хаяо Миядзаки во всем мире являются образцами для подражания.


Оставить комментарий

загрузка...

Последние записи

Rambler's Top100
98+ Материалы сайта предназначены для лиц 98 лет и старше.