Так или иначе тема судьбы всегда была одной из ключевых в искусстве и философии как западной, так и восточной цивилизаций. Были даже целые исторические эпохи, путеводной нитью для которых являлась Фата. Но в начале XX века человечество смогло сделать решительный рывок в сторону волюнтаризма и гуманизма, провозгласив после этого свободу человека как минимум от судьбы. Но так ли это на само деле? Собственно, этот вопрос и является ключевым в "Mawaru Penguin Drum". Персонажей данного аниме можно разделить на две группы: те, кто верит в судьбу и подчиняется её воле (Химари, Сёома, Ринго) и бунтари (например, Камба, Юри, Момока). Что касается последних, то у одних этот бунт положителен и приводит к счастью (опять же, Момока), а у других - отрицателен (Камба), т. к. диструктивен и леворадикален по своей сути. Именно на противостоянии этих двух групп и стоится весь сюжет аниме.
Самое парадоксальное в этом аниме заключается в том, что за яркой и абсурдной оболочкой скрывается огромная пропасть, в которую не всякий решится заглянуть. Это аниме - настоящая анимационная трагикомедия, на мой взгляд, обязательная к просмотру и последующему анализу для думающих людей. Полагаю, именно это и делает "Барабан" чем-то "не для всех", а точнее, "для всех и ни для кого". Но для того, чтобы полностью увидеть пропасть, о которой я говорил выше, необходимо заметить как комедийную, так и трагическую составляющие этой замечательной работы Кунихико Икухары. Во многом эпатаж ради непопулярной в наши дни философской глубины - это конформизм, но без него те, кто ищет чего-то серьёзного в современной культуре, его бы не нашёл. Поэтому этот пресловутый конформизм, выраженный в красивой графике, преступно милых пингвинах (и даже некоторых человеках), умно подобранной музыке, несколько шаблонных персонажах, эротических сценах и динамичном сюжете, оправдан.
Лично мне на протяжении всего аниме были симпатичны персонажи-бунтари. В них ощущается больше жизни и свободы. Не отрицая существования судьбы, Момока, Кама, Санитоши-сенсей активно ей противостоят и вносят в неё коррективы. Но в данном случае важно также отметить и то, что каждый из них, исходя из закона всемирного равновесия, определённо имеющий место быть среди тем, поднятых в аниме, платит за изменения изгибов судьбы и пересадку на другие судьбы. Уши "Алхимика" определённо торчат. Но щепотка реалистичности никогда не испортит каши.
Но не нужно сбрасывать со счетов и Сёому, Химари и Ринго. Нельзя сказать, что они так уж слепо следуют судьбе. Их образ мыслей очень близок к даосизму, но при этом они не становятся окончательно заложниками своих судеб, дао (по крайней мере Ринго). Видя в своих судьбах то единственное, что способно привести их к счастью и гармонии, они в критические моменты, связанные с вопиющей судьбоносной несправедливостью, не сидят сложа руки. Однако это происходит с ними не так часто, как могло бы быть. Но это не делает их тусклыми и ненужными. Вообще следить за тем, как нити судьбы каждого из героев переплетаются в один общий клубок концовки очень интересно. Без нитей этой тройки клубок был бы очень маленьким и, что самое страшное, одноцветным.
В конце 24 серии я действительно увидел яркий клубок, который и есть жизнь. У аниматоров и сценаристов действительно получилось воссоздать жизнь со всеми её противоречиями, болью, страхами, желаниями, счастливыми и не очень воспоминаниями... Есть у английского писателя О. Хаксли идея о том ("Гений и богиня"), что в произведениях, кажущихся далёкими от реальности, заключено больше истины, чем в тех, которые кажутся логичными и правдивыми. Мне кажется, что это утверждение справедливо и в отношении "Пингвиньего барабана". Он похож на неуклюжую статую какого-то сюрреалиста, связанную с настоящей жизни лишь тем, что она существует. Но именно это и делает "Mawaru Penguin Drum" отражением настоящей жизни.
|